» Полезная информация » Новости » Общественное достояние ("public domain") и всем известный Винни-Пух

Общественное достояние («public domain») и всем известный Винни-Пух

В США Винни-Пух стал общественным достоянием

С этого года персонаж Винни-Пух стал общественным достоянием в США. Срок авторских прав на него истек. Согласно законодательства США, по прошествии 95 лет прекращается охрана авторских прав на служебные произведения, т.е. произведения которые были созданы автором в результате выполнения служебных заданий. Это означает, что отныне любое лицо на территории США имеет право переиздать знаменитую книгу Алана Милна про медвежонка Винни-Пуха, без получения разрешения от правообладателей и без уплаты лицензионного вознаграждения. Также без разрешения могут быть созданы производные произведения – аудиовизуальные (фильмы и мультфильмы), сценические, компьютерные игры и др.
 

Персонаж Винни-Пуха являлся одним из самых прибыльных для студии Disney, в последние десятилетия годовой доход компании от его использования составлял от 3 до 6 миллиардов долларов. Естественно, вокруг Винни-Пуха всегда было много споров и судебных тяжб, и не только в США.
 

Вообще, всё началось в 1926 году, когда была опубликована первая книга Алана Милна о медвежонке «Винни-Пух». В 1929 г. литературный агент Стивен Слезингер выкупил права на коммерческое использование образа Винни-Пуха. В 60-х годах наследники передали эти права компании Уолта Диснея, которая обязалась выплачивать семье Слезингера часть прибыли от продажи продукции, созданной с использованием персонажа. Так мультфильмы, игрушки и сувениры стали приносить многомиллиардные доходы. В 1991 г. Слезингеры подали в суд, обвиняя компанию Disney в недоплате причитающегося вознаграждения, — как утверждали адвокаты, медвежонок «с опилками в голове» стал для компании прибыльнее другого знаменитого персонажа, — Микки Мауса. Слезингеры не только просили суд взыскать компенсацию в сотни миллионов долларов, но и лишить Walt Disney прав на использование персонажа в США. В свою очередь, компания настаивала, что, согласно договора, права Слезингеров распространялись только на определенные виды продукции, по которым Disney оплачивал вознаграждение в полном объеме, а на доходы от других видов продукции (например, компьютерные игры, видео) Слезингеры не могут претендовать.
 

По мнению юристов, у истцов были бы определенные шансы на успех, если бы они действовали в рамках закона. Но ради доказательства своей правоты Слезингеры наняли частных детективов, которые похитили некоторые документы из штаб-квартиры Disney. Верховный судья Лос-Анджелеса посчитал это возмутительным и наказал истцов, попросту закрыв их дело. В постановлении указывалось, что истцы «действовали нечестно и не проявили признаков раскаяния». Таким образом, Walt Disney выиграла суд, отстояв исключительные права на персонаж. Хотя, многие критики и почитатели творчества Алана Милна считают, что диснеевская экранизация очень далека от оригинального персонажа книг и не в лучшую сторону.
 

Кроме прав на персонаж, компания Disney в свое время приобрела права на рисунки «Классического Пуха» у их автора, Эрнеста Шепарда, которые он создал, работая совместно с Аланом Милном в журнале «Панч», и которые стали первыми иллюстрациями к истории о медвежонке.
 

Винни-Пух и Союзмультфильм

«Союзмультфильм» не обращался за разрешением на использование персонажа ни к Слезингерам, ни к Disney, обладающей исключительными правами на экранизацию и на рисованный образ «Классического Пуха». Визуальный образ советского мультипликационного Винни-Пуха был создан художниками-постановщиками Эдуардом Назаровым и Владимиром Зуйковым.
 

Хотя изначально, эта история началась с писателя-переводчика Бориса Заходера. Как-то он просматривал в библиотеке детскую английскую энциклопедию, увидел в ней изображение симпатичного медвежонка и захотел прочитать о нем книгу. Так началась его многолетняя работа с Пухом. Рукопись-перевод Бориса Заходера долгое время не принимали, но все-таки ему удалось издать книгу, ставшую невероятно популярной в СССР. Б.Заходер всегда подчеркивал, что его книга не является буквальным переводом, а является пересказом книг Милна, что соответствует действительности. К тому же в книгу Б.Заходера были включены не все главы из книги А.Милна.
 

Мультипликационная экранизации в СССР осуществлялась режиссером «Союзмультфильма» Федором Хитруком, который писал сценарий Винни-Пуха вместе с Борисом Заходером. В их совместной работе часто происходили разногласия, что стало причиной прекращения выпуска серий всего после трех мультфильмов. Но и тот цикл, который удалось выпустить, стал невероятно популярен. По словам режиссера, он не знал о существовании диснеевской серии, когда создавал свои мультфильмы. И именно тот факт, что советские мультфильмы про Винни-Пуха были созданы без получения прав на экранизацию от Walt Disney, сделало невозможным их показ за рубежом.
 

До сих пор сюжет и персонажей американского и советского Винни-Пуха сравнивают. К преимуществам американского относят более качественную прорисовку, но советского считают более смешным и уникальным. А благодаря песенкам на музыку композитора Мечислав Вайнберга, Винни-Пуха считают первым мультипликационным рэпером
 

Судебные споры по поводу Винни-Пуха были не только у Диснея в США, но и у Союзмультфильма. В 2017-2018 гг. Суд по интеллектуальным правам в г. Москве рассматривал спор по иску компании «Алвега» к Роспатенту и Союзмультфильму об отказе в регистрации товарного знака с изображением Винни-Пуха. Позиция истца, ООО «Алвега», основывалась на том, что компания получила разрешение на использование изображений непосредственно у авторов, художников Э.Назарова и В.Зуйкова. Но суд согласился с позицией Роспатента и Союзмультфильма, отметив что именно у киностудии было необходимо получать разрешение на использование персонажа и отдельных рисунков и кадров из мультфильма. В свою очередь, правообладатель, Союзмультфильм, обязан выплачивать вознаграждение авторам за использование созданных ими мультипликационных фильмов.
 

Права Бориса Заходера также оспаривались в суде. Иск подала компания «Новая Альтернатива», владеющая торговой маркой «Винни». Она заявила об отсутствии прав у писателя, поскольку он, в свою очередь, не получил права на переработку произведения от Аллана Милна и не заключал договор с А.Милном, издателем, или другим обладателем исключительных авторских прав на оригинальное произведение «Винни-Пух». Истцы просили признать отсутствие у Б. Заходера авторских прав на обозначение «Винни» и «Winny», поскольку, по их мнению, эти обозначения не являются результатом творческой деятельности Бориса Заходера.
 

Суд установил, что авторские права на произведение и словесные обозначения «Винни» принадлежат Борису Заходеру, который сделал оригинальный перевод произведения А. Милна. Персонаж Б. Заходера не является точной копией персонажа А. Милна и имеет определенные оригинальные черты. Имя Винни со сдвоенной буквой «нн» введен в лексику русского языка именно Борисом Заходером и является оригинальным переводом. На территории РФ слово «Винни» вызывает ассоциации именно с персонажем сказки Б. Заходера.
 

Также суд отметил, что на момент создания Б.В. Заходером русскоязычной версии произведения А.А. Милна действовали Основы авторского права СССР от 16.05.1928 г. Советский Союз не участвовал в международных договорах об охране авторских прав, произведения зарубежных авторов свободно использовались и их согласие не требовалось для перевода или иной творческой переработки произведения. Таким образом, суд установил, что создание Б.В. Заходером литературного произведения «Винни-Пух и все-все-все» было осуществлено в соответствии с действующим на тот период времени законодательством.
 

Интересные факты о Винни-Пухе

Книги и фильмы про Винни-Пуха были переведены на 29 языков.
 

Звезда Винни-Пуху была открыта на голливудской Аллее славы в 2006 г.
 

Винни-Пух изображён на почтовых марках около 20-ти государств.
 

В списке Форбс персонаж Винни-Пух занимает второе место после персонажа Микки Мауса.
 

Продажи рисунка Эрнеста Шепарда — карта Стоакрового Леса, по которому гуляли Винни-Пух и др. персонажи, установила мировой рекорд, — эскиз был продан на лондонском Sotheby’s почти за полмиллиона фунтов стерлингов.
 

Эрнест Шепард был известным карикатуристом и проработал в журнале «Панч» около 30 лет. Поначалу Алан Милн со скепсисом отнесся к перспективам сотрудничества с этим художником, но в итоге сотрудничество состоялось. Шепард сделал более 300 иллюстраций к книгам о медвежонке.
 

Винни-Пух стал своебразным творческим «проклятьем» для Алана Милна: несмотря на то, что он является автором 8-ми романов, 34 пьес, 5 документальных книг и 15 рассказов, читатели воспринимали и продолжают воспринимать его исключительно как детского писателя.
 

Образом для создания Винни-Пуха и всех его друзей послужили мягкие игрушки, принадлежавшие сыну Алана Милна — Кристоферу Робину. При этом сам Кристофер Робин отрицательно относился к мультипликации Диснея. После экранизации он стал объектом насмешек со стороны учеников школы. Кристоферу Робину не нравилась ситуация, что он остается маленьким мальчиком из папиных книжек. Пойдя по стопам отца, Кристофер Робин написал несколько мемуарных произведений: «Зачарованные места», «После Винни-Пуха» и «Яма на холме». В одном из них он говорит: «Иногда мне кажется, что мой отец достиг вершин известности, взобравшись на мои детские плечи, что он стащил мое доброе имя, не оставив мне ничего, кроме пустой славы». Вот такой семейный конфликт длиною в жизнь.
 

Благодаря переводам Бориса Заходера советские дети познакомились не только с Винни-Пухом, но и с «Алисой в стране чудес», «Мэри Поппинс», «Питер Пэн». Комментируя вопрос: «Почему именно „Винни Пух“ имел такой успех?», супруга Б. Заходера ответила: «Борис придал персонажам черты, которые не рассмотрел в них сам Алан Милн».
 

Список произведений, ставших общественным достоянием в США с 01 января 2022 г.

Кроме книги Алана Милна «Винни-Пух», в список произведений, ставших общественным достоянием, также вошли роман «И восходит солнце» (The Sun Also Rises) Эрнеста Хемингуэя, немые фильмы с Гретой Гарбо и Бастером Китоном в главных ролях, оперные записи Энрико Карузо, сделанные до 1923 года, и др.
 

Полный список размещен на сайте Дьюкского университета.
 

Мы не делаем анализ или оценку вышеизложенному. Вся представленная информация взята из открытых источников и отображает факты и мнения отдельных лиц. Если у Вас возникнут вопросы относительно прав на использование произведений, наши специалисты всегда ответят на них. Для этого необходимо заполнить обратную форму обращения на нашем сайте.
 

Источники:
https://delo.ua/leisure/vinni-pux-stal-obshhestvennym-dostoyaniem-srok-avtorskix-prav-na-nego-i-desyatki-izvestnyx-proizvedenii-istek-390894/
https://www.fd.ru/articles/66016-vinni-puh-i-prava-cheloveka
 

Опубликовано: 28.01.2022 г.