» Полезная информация » Наши публикации » СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ: общая характеристика, практические аспекты

СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ: общая характеристика, практические аспекты

Лемещук Наталья Вадимовна, адвокат, патентный поверенный Украины
Опубликовано: Вестник одесской адвокатуры, 2015, № 4

Внимание! Информация, изложенная в данной статье, могла измениться в связи с изменением национального или международного законодательства.
Одним из самых распространенных заблуждений заявителей, впервые сталкивающихся с патентованием разработки или регистрацией бренда, является их желание, подав одну заявку, получить «мировой патент» или регистрацию торговой марки «во всем мире». К сожалению, такой возможности не существует, поскольку в сфере интеллектуальной собственности действует территориальный принцип патентования/регистрации объектов промышленной собственности, означающий, что правовая охрана предоставляется только в том государстве, на территории которого выдан соответствующий охранный документ, — патент или свидетельство.

Вместе с тем, за последние десятилетия мировым сообществом многое сделано для того, чтобы облегчить заявителям процедуру охраны объектов интеллектуальной собственности за рубежом, снизить стоимость получения прав на них и, во многих случаях, их последующего поддержания в силе. В результате, в дополнение к национальному принципу регистрации и охраны, установленному Парижской конвенцией об охране промышленной собственности еще в 1883 году, были созданы региональные и международные системы охраны, с унифицированными требованиями к заявочным документам и процедуре регистрации, что в большей или меньшей степени решает вопросы территориальной ограниченности охраны.
В рамках данной статьи кратко остановимся на всех трех известных системах и попытаемся проанализировать их привлекательность для украинских заявителей. Для удобства, последовательно рассмотрим эти системы для наиболее востребованных объектов промышленной собственности, — торговых марок, промышленных образцов и изобретений (полезных моделей).

 

1. Национальная система охраны

Статья 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее – «Парижская конвенция»), которая действует для Украины с 1991 года, обеспечивает «национальный режим» охраны, означающий, что иностранные граждане стран-участниц Парижской конвенции имеют в отношении охраны промышленной собственности такие же права, как и собственные граждане той или иной страны. Также данной нормой установлено право приоритета — так называемый «конвенционный приоритет», — означающий право иностранного заявителя просить охрану в одной или нескольких странах-участницах, сберегая при этом дату подачи заявки в собственной стране, при условии, что заявка в стране-участнице Парижской конвенции подана в течение шести месяцев – для торговых марок и промышленных образцов, и двенадцати месяцев – для изобретений и полезных моделей.
На сегодняшний день участниками Парижской конвенции является 176 государств и региональных организаций, что дает возможность украинским заявителям испрашивать охрану практически на любой территории мира. В случае успешной регистрации заявитель получает охранный документ (патент или свидетельство) который, в соответствии с территориальным принципом, подтверждает правовую охрану объекта именно в этом государстве. Сроки и условия действия охранного документа регулируются Парижской конвенцией и законодательством страны, в которой получена охрана.
Стоимость патентования/регистрации включает в себя пошлины, установленные патентным ведомством соответствующего государства, а также услуги национального представителя, участие которого, как правило, является обязательным. В некоторых государствах процедура патентования/регистрации может быть осуществлена иностранным заявителем напрямую. Так, в соответствии с Соглашением между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сфере охраны промышленной собственности от 30.06.1993 г., заявители и патентные поверенные обоих государств могут непосредственно вести дела в патентных ведомствах, при подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе. Аналогичная норма содержится в Соглашении между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере охраны промышленной собственности от 20.10.1993 г. По законодательству США обязательное участие представителя не требуется для регистрации торговых марок и для получения патентов, если заявителем выступает физическое лицо. В США и ЮАР также предусмотрена процедура подачи недорогой предварительной патентной заявки (provisional application), которая может быть осуществлена без привлечения профессионального представителя и позволяет заявителю закрепить приоритет на свою разработку; в течение 12 месяцев на основе предварительной заявки должна быть подана окончательная заявка, при этом, в ЮАР окончательная заявка подается с участием патентного поверенного. Однако, как показывает практика, возможность не привлекать специалиста идет иногда во вред, а не на пользу заявителям, поскольку неправильно оформленную заявку не всегда можно исправить на последующих этапах деловодства; тем более невозможно внести какие-либо изменения по сути после принятия решения о выдаче охранного документа.
Национальная система регистрации остается актуальной для заявителя в случае его намерения получить охрану объекта промышленной собственности на территории одного или двух государств. Например, некоторых украинских заявителей может интересовать охрана объекта только в РФ и в Республике Беларусь, помимо Украины, или только в Польше. В этом случае получение охраны напрямую в интересующей заявителя стране, по правилам Парижской конвенции, может быть оправданным. К данной системе охраны обращаются и в случаях, если интересующие заявителя государства не присоединились к системам региональной или международной охраны, при переходе заявок РСТ на национальную фазу и в случае отказа европейского ведомства в регистрации единой Торговой марки Сообщества, о чем речь пойдет далее.

 

2. Региональные системы регистрации и охраны

Региональная система предполагает объединение нескольких государств с целью создания единой системы предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности; она также предусматривает создание единого ведомства, обеспечивающего прием, рассмотрение заявок и выдачу охранных документов.

В настоящее время существует пять региональных организаций, действующих на базе единых для нескольких стран принципов регистрации и охраны объектов промышленной собственности:
— Европейская патентная организация, обеспечивающая выдачу и охрану Европейских патентов на изобретения (European (Unitary) patent);
— Европейское Сообщество по товарным знакам и промышленным образцам, обеспечивающее регистрацию торговых марок Сообщества (Сommunity trade mark) и промышленных образцов Сообщества (Сommunity design);
— Евразийская патентная организация, объединяющая страны СНГ и обеспечивающая выдачу и охрану Евразийских патентов на изобретения;
— Африканская организация интеллектуальной собственности, объединяющая франкоязычные страны Африки с целью регистрации и охраны изобретений, промышленных образцов и торговых марок;
— Африканская региональная организация промышленной собственности, объединяющая большинство англоязычных стран Африки и обеспечивающая регистрацию и охрану изобретений и промышленных образцов.
В силу ряда объективных причин наших заявителей сейчас интересуют системы, действующие в Евросоюзе, поэтому остановимся на них несколько подробнее.

 

2.1. Европейский патент

Европейская патентная организация создана на основе Европейской патентной конвенции, принятой в 1977 году; в настоящее время организация объединяет 38 государств Европы, в т.ч. страны, не являющиеся членами Евросоюза (например, Норвегию, Швейцарию, Турцию). Штаб-квартира Европейского патентного ведомства находится в г. Мюнхен (Германия).
Заявка подается на английском, французском или немецком языке, для украинских заявителей — с обязательным участием представителя, аттестованного в Европейском патентном ведомстве. Прием заявок осуществляется в городах Мюнхен, Берлин и Гаага. Также, предусмотрена электронная форма подачи заявок, при этом пошлина за подачу уменьшается почти вдвое. По заявке проводится формальная экспертиза, патентный поиск, публикация и экспертиза по существу, после чего ведомством может быть принято решение о выдаче европейского патента. В течение трех месяцев после получения патента нужно провести процедуру его подтверждения (validation) в интересующих заявителя государствах-участниках Европейской патентной конвенции, для чего необходимо обратиться к патентным поверенным соответствующих стран.
Предоставляемый патентом срок охраны составляет 20 лет, которые отсчитываются с даты подачи заявки.
Получение европейского патента имеет как свои преимущества, так и недостатки. К преимуществам, в первую очередь, следует отнести:
— значительная экономия средств при подаче единой заявки на одном языке, с участием одного представителя, и оплатой единых пошлин по сравнению с подачей заявок в каждой интересующей заявителя европейской стране (на сегодняшний день сумма пошлин, уплачиваемых при подаче заявки, составляет от 1650 евро и выше, и зависит от объема заявки и некоторых других обстоятельств);
— в случае получения негативного отчета о поиске заявитель имеет возможность отказаться от дальнейшей процедуры патентования и не уплачивать пошлину за проведение экспертизы;
— процедура Европейского патентного ведомства позволяет заявителю, в зависимости от его планов, некоторым образом влиять на сроки получения патента за счет срока публикации заявки, срока для подачи ходатайства о проведении экспертизы и срока для оплаты пошлин за выдачу патента (срок получения патента может составлять от 3 до 5 лет).
К основным недостаткам относятся:
— в Европейском ведомстве проводится достаточно жесткая экспертиза, по критериям охраноспособности, установленным для изобретений, следовательно, заявитель должен быть уверен не только в новизне, но и в изобретательском уровне (неочевидности) своей технической разработки или технологии, иначе деньги могут оказаться потраченными впустую;
— полученный патент следует подтверждать (валидировать) в государствах-участниках Европейской патентной конвенции, что может повлечь за собой значительные затраты на оплату национальных пошлин и услуг национальных патентных поверенных, оплату перевода опубликованных материалов на соответствующий государственный язык;
— пошлины за поддержание в силе патента также платятся отдельно в каждом государстве, в котором был валидирован патент, что влечет за собой дополнительные расходы.
Украинским заявителям следует помнить, что подаче европейской патентной заявки должна предшествовать подача заявки в национальное патентное ведомство (Укрпатент), в силу ст. 37 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели».

 

2.2. Промышленный образец Сообщества

Ведомством, обеспечивающим предоставление прав на промышленные образцы на территории Евросоюза, является Офис по гармонизации на внутреннем рынке, находящийся в г. Аликанте (Испания). По процедуре, установленной данным ведомством, заявитель может получить охрану во всех государствах – участниках Европейского Союза. На сегодняшний день – это 27 стран Европы. Заявка на регистрацию промышленного образца Сообщества подается непосредственно в Офис по гармонизации. Заявителем может быть лицо, проживающее/находящееся на территории Европейского Союза или на территории любой из стран-участниц Парижской конвенции. Для украинских заявителей, которые хотят воспользоваться данной процедурой, необходимо участие аттестованного ведомством европейского патентного поверенного.
Патент на промышленный образец Сообщества предоставляет охрану изделию на 5 лет, с возможностью его продления несколько раз, всего до 25-ти лет.
В случае, если владелец промышленного образца уже начал или планирует вести свою деятельность на территории нескольких стран Европейского Союза, то данная процедура имеет несомненные преимущества:
— подача единой заявки на одном из пяти европейских языков позволяет получить охрану сразу во всех странах Евросоюза, что значительно экономит средства заявителя;
— за регистрацию уплачивается единая пошлина в размере 350 евро, а именно, пошлина за подачу — 230 евро; пошлина за публикацию — 120 евро (данная пошлина указана для регистрации одного промышленного образца);
— стандартный срок регистрации составляет около 1,5 месяцев; вместе с тем процедура позволяет ходатайствовать о значительной отсрочке публикации, что может быть интересно заявителю по коммерческим соображениям;
— предоставленная правовая охрана автоматически распространяется на всех новых членов ЕС без необходимости для заявителя осуществлять какие-либо юридические действия в случае вступления в ЕС новых государств.
Риски/недостатки для заявителя:
— Офис по гармонизации проводит только формальную экспертизу заявки на регистрацию промышленного образца Евросоюза, экспертиза на новизну и оригинальность не осуществляется. Для того, чтобы не столкнуться со значительными расходами и компенсациями, связанными с нарушением прав третьих лиц, заявителю необходимо провести предварительный патентно-информационный поиск и убедиться в том, что его изделие действительно является новым и оригинальным;
— оформление и подача заявки на промышленный образец непосредственно в Офис по гармонизации требует участия европейского патентного поверенного для заявителей, не проживающих в странах ЕС. Однако, если регистрация промышленного образца Сообщества осуществляется в рамках международной регистрации по Гаагской системе (см. далее), то в этом случае заявитель может взаимодействовать с патентным поверенным своей страны.

 

2.3. Торговая марка Сообщества

Регистрация торговых марок Сообщества, также, как и регистрация промышленных образцов Сообщества, осуществляется Офисом по гармонизации в г.Аликанте. Точно так же украинский заявитель имеет право на подачу заявок, поскольку проживает (или ведет бизнес) в стране-участнице Парижской конвенции, при условии привлечения аттестованного европейского патентного поверенного.
Торговая марка регистрируется на 10 лет, указанный срок может продлеваться на 10-летний период неограниченное количество раз.
Достоинства данной процедуры регистрации:
— подача единой заявки на одном из пяти европейских языков позволяет получить охрану сразу во всех 27-ми странах Евросоюза, с автоматическим расширением охраны на всех новых членов ЕС;
— для подачи заявки не требуется предварительная национальная регистрация или национальная подача, как это предусмотрено Мадридской системой (см. далее);
— уплачивается одна пошлина за подачу заявки, которая составляет 900 евро, если заявляется не более трех классов Международной классификации товаров и услуг, + по 150 евро за каждый класс свыше трех;
— стандартный срок регистрации составляет около 8 месяцев;
Риски /недостатки данной системы для заявителя:
— в случае, если хотя бы в одной из стран Евросоюза было отказано в регистрации торговой марки, это влечет автоматический отказ в регистрации во всех странах Евросоюза. Однако, заявителю дается возможность преобразовать заявку по национальной процедуре в тех странах Евросоюза, где не были поданы возражения против регистрации;
— оформление и подача заявки украинским заявителем непосредственно в Офис по гармонизации внутреннего рынка, а также последующее деловодство по заявке, осуществляется только с участием европейского патентного поверенного. Вместе с тем, торговую марку Сообщества можно зарегистрировать по Мадридской системе, что позволит взаимодействовать с украинским поверенным.

 

3. Международные системы регистрации и охраны

В основе таких систем лежат международные договоры, участниками которых могут быть разные государства, находящиеся на различных континентах, независимо от того, являются ли эти государства членами региональных соглашений. Более того, региональные организации, перечисленные в разделе 2 данной статьи, также являются участниками одного или нескольких соглашений, устанавливающих международные системы охраны. Данные договоры администрируются Всемирной организацией интеллектуальной собственности — ВОИС в г. Женева (Швейцария); там же находится Международное бюро ВОИС, куда поступают все заявки, поданные в рамках международной системы охраны.

Для удобства восприятия приведем описываемые международные системы и устанавливающие их договоры в таблице:

Tabl 1 lex

Перечисленные международные договоры устанавливают минимум формальностей, одинаковых для всех его участников, позволяющий испрашивать охрану во многих странах и регионах. Несомненным плюсом таких международных систем охраны является возможность для заявителя, взаимодействуя с поверенным только своей страны, подать одну заявку и один раз, на этапе подачи заявки, уплатить все необходимые пошлины.
Кратко рассмотрим механизмы регистрации и охраны объектов в рамках данных систем.

 

3.1. Гаагская система

По процедуре Гаагской системы украинский заявитель может подать международную заявку на английском или французском языке напрямую в Международное бюро ВОИС, которое осуществляет регистрацию поступившей заявки и рассылает ее копии в патентные ведомства указанных заявителем стран (или региональных объединений). В течение установленного срока патентные ведомства данных стран имеют право направить отказ в признании международной регистрации. Если такой отказ не поступит, то промышленный образец считается зарегистрированным на территории указанного заявителем государства. Международная регистрация промышленных образцов действует в течение 5 лет, с возможностью нескольких продлений еще по 5 лет, на общий срок до 15-ти лет (для некоторых государств — до 25 лет).
Участниками Гаагской системы охраны в настоящее время является 65 стран и региональных организаций.

Преимущества:
— заявитель может подать одну заявку на английском или французском языке более, чем в 60-ти странах, включая Европейский Союз, являющийся участником данной системы, без привлечения зарегистрированных европейских поверенных и патентных поверенных указанных в заявке стран;
— пошлина уплачивается один раз при подаче заявки; базовая пошлина за подачу заявки по одному промышленному образцу составляет 397 швейцарских франка + 167 швейцарских франка за публикацию изображения + в среднем по 60 швейцарских франка за указание каждой страны, в которой заявитель хочет получить охрану (если данная страна не установила индивидуальные, более высокие, пошлины);
— процедура Гаагской системы позволяет зарегистрировать несколько промышленных образцов в рамках одной заявки, при условии, что эти промышленные образцы относятся к одному классу Международной классификации промышленных образцов;
— охрана промышленных образцов, предоставляемая по Гаагской системе, идентична охране, предоставляемой по процедуре национальной регистрации.
Недостатки данной системы:
— к Гаагскому соглашению пока еще не присоединились такие государства, как Канада, Китай, Индия, Австралия, Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, страны Латинской Америки. Eсли заявитель (владелец) промышленного образца заинтересован в его патентовании на территории указанных государств, то ему следует прибегнуть к национальной процедуре.

 

3.2. Мадридская система

По процедуре Мадридской системы украинскими заявителями подается одна международная заявка через национальное патентное ведомство нашей страны, которое затем передает эту заявку в Международное бюро ВОИС (г.Женева). Международное бюро осуществляет регистрацию и публикацию поступившей заявки и рассылает ее копии в патентные ведомства указанных заявителем стран. Обязательным условием данной процедуры является регистрация торговой марки в стране происхождения, — так наз. базовая регистрация, или хотя бы подача заявки на регистрацию в стране происхождения торговой марки, — так наз. базовая заявка. Международная регистрация торговой марки действует 10 лет, с возможностью неограниченного числа продления еще на 10 лет.

Участниками Мадридской системы охраны в настоящий момент являются 97 государств и региональных организаций.
Преимущества Мадридской системы:
— заявитель может подать одну заявку на английском или французском языке почти в ста странах мира, включая Европейский Союз, являющийся участником данной системы, без привлечения национальных поверенных, и получив охрану, идентичную охране, предоставляемой по процедуре национальной регистрации;
— пошлина уплачивается один раз при подаче заявки; базовая пошлина составляет 653 швейцарских франка — для торговой марки, заявляемой в черно-белом изображении, или 903 швейцарских франка — для торговой марки, заявляемой в цвете, + по 100 швейцарских франка за указание каждой страны, в которой заявитель хочет получить охрану (если указываемая страна не установила индивидуальные, более высокие, пошлины) + по 100 швейцарских франка за каждый класс Международной классификации товаров и услуг свыше трех;
— в результате четко установленных сроков рассмотрения заявок патентными ведомствами и при условии своевременной уплаты пошлины заявитель получает информацию об охране своей торговой марки в указанных им странах (или о предварительном отказе в охране) примерно за год, что не всегда возможно по процедуре национальных регистраций. Так, например, срок регистрации торговых марок в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан может продолжаться от полутора до трех лет;
— в последующем международную регистрацию можно территориально расширять, подавая заявления с указанием других государств, изначально не указанных заявителем.
Однако, у данной системы охраны есть определенные риски и недостатки для заявителя:
— зависимость от национальной регистрации в течение 5-ти лет – международная регистрация отменяется, если была прекращена базовая регистрация или отклонена базовая заявка в стране происхождения (например, в регистрации торговой марки в стране заявителя было отказано или произведенная там регистрация была признана недействительной);
— список государств-участников Мадридской системы меньше, чем список государств-участников Парижской конвенции. Так, например, участником Мадридской системы не являются Канада, Объединенные Арабские Эмираты, большинство стран Латинской Америки, получать охрану в этих странах нужно по национальной процедуре, в каждом отдельно взятом государстве.

 

3.3. Система РСТ
Механизм патентной охраны, основанный на Договоре РСТ, существенно отличается от международной системы охраны промышленных образцов и торговых марок: если по Гаагской и Мадридской системам подается единая заявка, на основании которой осуществляется регистрация объекта и предоставление охраны в указанных в заявке государствах, то в рамках системы РСТ возможна только подача патентной заявки, дальнейшая процедура осуществляется уже непосредственно в интересующем заявителя государстве или регионе. Исходя из этого, процедуру патентования по Договору РСТ традиционно делят на «международную» и «национальную» фазы.
Схематически это происходит следующим образом: не позднее 12-ти месяцев с даты подачи национальной (приоритетной) заявки, Заявитель подает через патентное ведомство своей страны или напрямую в Международное бюро ВОИС патентную заявку РСТ, где устанавливается дата подачи заявки, проводится международный поиск компетентным поисковым органом и происходит публикация заявки вместе с результатами международного поиска. По желанию заявителя уполномоченным поисковым органом может быть, также, проведена международная предварительная экспертиза. Международная заявка считается поданной на все государства и региональные организации, являющиеся участниками Договора РСТ.
Международная фаза завершается через 30 месяцев (в некоторых государствах – через 31 месяц) с даты подачи приоритетной заявки, до истечения которых заявитель должен перейти на национальную фазу, т.е. подать, обычно с участием национального поверенного, заявку PCT в патентные ведомства интересующих его государств/организаций, переведенную на рабочий язык ведомства, в соответствии с установленными там предписаниями и оплатой предусмотренных патентных пошлин. Дальнейшее рассмотрение патентной заявки и процедура выдачи охранного документа осуществляются в полном соответствии с законодательством государства (организации), в которое подана заявка.
Для украинских заявителей языками заявки PCT являются русский или английский, на этих языках осуществляется переписка между заявителем и национальным ведомством и Международным бюро; международными поисковыми органами – Федеральный институт интеллектуальной собственности (Роспатент) или Европейское патентное ведомство (ЕПВ). При подаче заявки РСТ необходимо уплатить пошлину за подачу заявки и за проведение международного поиска, которая зависит от выбранного заявителем международного поискового органа.
К нашей с вами гордости, начиная с 16 февраля 2016 г. Укрпатент становится 20-м в мире ведомством, компетентным для проведения международного поиска и международной предварительной экспертизы по заявкам РСТ, что, в определенных случаях, не только удобно для наших заявителей, но и существенно поднимает имидж государства в мировой системе интеллектуальной собственности.

Очень кратко рассмотрев достаточно непростую процедуру охраны изобретений по Договору РСТ, постараемся проанализировать ее преимущества и ответить на вопрос, почему при всей ее сложности и, в некотором смысле, половинчатости (ведь заявитель так и не получает вожделенный «мировой патент»), она, тем не менее, является очень востребованной в современном мире:
— подав одну правильно оформленную заявку РСТ и одноразово уплатив установленные пошлины заявитель испрашивает правовую охрану во всех государствах/организациях, являющихся членами Договора РСТ, а на сегодня это 142 государства, включая Европейскую патентную организацию и Евразийскую патентную организацию;
— в отличие от установленного Парижской конвенцией 12-месячного срока подачи заявок в интересующие заявителя зарубежные страны, по процедуре РСТ этот срок составляет 30 месяцев (а для некоторых участников РСТ — 31 месяц); таким образом заявитель получает дополнительные полтора года для того, чтобы провести маркетинговое исследование зарубежных рынков, поиск инвесторов или партнеров, и на основе собранной информации окончательно определиться с необходимостью патентования в той или иной стране;
— эта же дополнительная отсрочка в полтора года позволяет собрать необходимые деньги на оплату пошлин и услуг поверенного для перевода заявки РСТ на национальную фазу, что намного удобнее процедуры на основе Парижской конвенции (с пресекательным 12-ти месячным сроком для подачи заявок в национальные ведомства);
— процедура PCТ предоставляет возможность минимум дважды вносить изменения в поданную заявку, что может стать очень актуальным в случае допущения неочевидных ошибок в приоритетной заявке, либо в случае выявления в процессе испытания или эксплуатации новых свойств описанного в приоритетной заявке объекта технологии;
— в рамках системы РСТ для украинских заявителей-физических лиц предусмотрены существенные льготы. Так, скидка на пошлину за подачу заявки PCT для украинских заявителей составляет 90 %, т.е. из установленных 1384 долларов США, наши заявителю оплачивают только 138,40 долларов. Скидка на пошлину за проведение международного поиска Европейским патентным ведомством составляет 75 %, т.е. из установленных 1875 евро, наши заявители уплачивают только 468,75 евро;
— в дальнейшем, при переходе на национальную фазу для заявителей также предусмотрены льготы по оплате пошлин, в зависимости от того, какой поисковый орган проводил международный поиск и от того, проводилась или не проводилась международная предварительная экспертиза.

Кратко подытоживая предложенный обзор, хочется подчеркнуть, что в сфере интеллектуальной собственности, как и в жизни, не бывает готовых рецептов. Я попыталась наглядно показать, что каждая из существующих систем охраны имеет как свои преимущества, так и недостатки, а каждый объект промышленной собственности, прежде чем на него будет испрашиваться правовая охрана, должен быть тщательно и всесторонне проанализирован, в том числе с учетом его существующей или потенциальной коммерческой ценности, регионов использования, наличия существующих там аналогов, порочащих новизну или оригинальность, либо тождественных или сходных средств индивидуализации. Принимая окончательное решение также следует обязательно учитывать, какая система экспертизы — явочная, проверочная или отложенная, — установлена в ведомстве, рассматривающем заявки и осуществляющем регистрацию / выдающем охранные документы.