» Полезная информация » Новости » Подразумевает ли оригинальность произведения его "эстетическую красоту"?

Подразумевает ли оригинальность произведения его «эстетическую красоту»?

оригинальность эстетическая красота

Суд Европейского Союза вынес решение по делу С-683/17, и тем самым разъяснил условия, которые должны быть соблюдены, для того, чтобы произведение подлежало охране авторским правом.
Основанием для рассмотрения этого дела стал спор между двумя модными дизайнерами, один из которых требовал прекратить действия, которые нарушают его авторские права. Среди прочего, он заявлял, что одежда является оригинальным интеллектуальным творением, так как производит эстетический эффект, и потому должна быть классифицирована как «произведение» и подлежать охране авторским правом.

 

Спор сторон привел их в Верховный суд Португалии. Вопрос о необходимой степени оригинальности произведения для его защиты авторским правом до сих пор не являлся предметом обсуждения ни в правовой доктрине, ни в судебной практике. И потому для Верховного суда Португалии необходимо было разъяснение, и он задал вопрос Суду Европейского Союза, который заключался в следующем: может ли дизайн рассматриваться как произведение искусства согласно нормам об авторском праве, на основании только того, что этот дизайн создает эстетический эффект.

 

Прежде всего, Суд Европейского Союза подчеркнул, что понятие «произведение искусства» является автономной концепцией права ЕС, которая установлена судебной практикой Суда Европейского Союза. Данная концепция должна толковаться и применяться одинаково. Кроме того, для того, чтобы понятие «произведение искусства» существовало требуется выполнение двух совокупных условий.

 

Во-первых, из сложившейся судебной практики следует, что произведение должно быть оригинальным объектом. Это значит, что произведение должно отражать личность его автора в качестве воплощения его свободных и творческих решений. Наряду с этим, если создание объекта обусловлено техническими соображениями, правилами или иными препятствиями, которые не оставляют места для свободы творчества, то в таком случае, данный объект не может обладать оригинальностью, необходимой для того, чтобы он считался произведением.

 

Во-вторых, для идентификации объекта необходимы точность, четкость и объективность. Эти качества, в свою очередь, не могут быть достигнуты когда идентификация в сущности осуществляется на основании ощущений, которые по своей природе являются субъективными для человека, воспринимающего объект.

 

Исходя из этого, Суд ЕС постановил, что эстетический эффект, который создает дизайн, является результатом субъективного восприятия красоты каждым отдельным человеком. Следовательно, субъективный эффект сам по себе не дает возможности идентифицировать объект с достаточной точностью и объективностью. Более того, безусловно эстетический фактор играет роль в творческой деятельности, однако он не позволяет определить является ли дизайн интеллектуальным творением, отражающим личность и свободу выбора автора, что в свою очередь не позволяет определить соответствует ли объект требованию оригинальности.

 

Учитывая вышесказанное, Суд ЕС пришел к выводу, что дизайн, в частности дизайн одежды, не может быть защищен авторским правом на основании, что кроме практической функции, он создает особый, эстетически значимый визуальный эффект.

 

Можно сказать, что результат рассмотрения данного дела Судом ЕС привел к гармонизации понятия «произведение искусства» в странах-членах Европейского Союза.

 

Источник: http://curia.europa.eu/